Контроль турбинных лопаток и дисков ГТД.

Безопасность в авиации играет наиважнейшую роль. Известны случаи авиационных катастроф, произошедших из-за недостаточного контроля над износом узлов самолёта. В частности, необходимо периодически проводить контроль турбинных лопаток и дисков авиационных двигателей. Исходя из условий контроля и параметров выявляемых дефектов, вихретоковый метод контроля является одним из основных методов неразрушающего контроля.

 

Обнаружение усталостных трещин на поверхности галтельных переходов в углах пазов дисков является актуальной задачей. Контроль проводится на собранном двигателе. Дефект находится на торцевой поверхности диска. Поэтому необходимо применять специализированные датчики с удлиненными ручками. Применение специализированных датчиков необходимо и для контроля турбинных лопаток. Доступ к лопаткам осуществляется через небольшой лючок. Сложность контроля обусловлена тем, что оператор не может оценить правильность установки датчика, не говоря уже о проведении визуального контроля лопатки.

 

Специалистами ООО «ПАНАТЕСТ» совместно со специалистами ряда ведущих российских моторостроительных предприятий авиационной отрасли были проведены эксперименты по вихретоковому контролю турбинных лопаток и дисков ГТД с помощью оборудования производимого фирмой Rohmann GmbH (Германия). Компания Rohmann GmbH имеет большой опыт в разработке и производстве оборудования вихретокового контроля  и занимает в своей области одно из лидирующих мест. Из широкой линейки дефектоскопов для контроля турбинных лопаток был выбран дефектоскоп  ELOTEST B300 , который опционально имеет выход для подключения видеоэндоскопа. Дефектоскоп ELOTEST B300 может работать в двух режимах одновременно – как вихретоковый дефектоскоп и видеоэндоскоп (рис.1).

 

 

 

 

Рис.1 Пример работы в режимах а) вихретоковый дефектоскоп+эндоскоп ; б) эндоскоп

 

Для контроля передней кромки лопаток использовался датчик с наконечником особой формы, которая позволяет уменьшить влияние мешающих факторов, таких как изменение зазора и краевой эффект (рис. 2). Датчик имеет наконечник, поворачивающийся до 90 градусов.

 

 

Рис.2 Наконечник датчика для контроля края лопаток

 

Датчик состоит из трех частей: ВТК-датчик, камера, подсветка (рис. 3).

 

 

Рис.3 ВТК-датчик+Подсветка+Камера

 

На фотографии  ниже запечатлен момент контроля.

 

 
 
ООО «ПАНАТЕСТ», www.panatest.ru, г. Москва, ул. Авиамоторная 12, офис 405; тел./факс +7 (495) 789-37-48, +7 (495) 587-82-98
   Портативные Приборы  
  Системы НК  
  Автоматизированные линии НК  
  Программное обеспечение  
Методы
Применение в отраслях
Решение конкретных задач
Услуги